"Где у него кнопка" или зачем нужен свой психологический портрет?

Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь и люди по-разному приспосабливаются к реальности. Иными словами, мы адаптируемся, приспосабливаемся к определенным ситуациям, но каждый по-разному. Одни ориентируются в конкретный момент и легко приспосабливаются к меняющейся обстановке, другие – ориентируются на прошлое, способны действовать в жесткой структуре взаимодействий с четкими рамками разрешения и запрета, правами и обязанностями. Третьи – ориентируются на будущее с не ординальными ситуациями поведения – чаще генерируют идеи. И всегда понимание своей изначальной позиции, своей «точки отсчета» и «своей кнопки» дает значительные преимущества в коммуникациях.

Был такой добрый старый фильм «Приключения Электроника», снятый на Одесской киностудии в 1979 году. Многие наверное помнят этот фильм о школьных друзьях, о Сыроежкине и Электронике, о кознях злых гангстеров - банды Стампа и его уполномоченного Урри. Вспоминая с ностальгией этот добрый фильм, я всегда отмечал для себя фразу Стампа: «И все-таки, где же у него кнопка?».

О «кнопках»

Демонстративность (как аспект «нарциссизма») напрямую связана с экстраверсией и обусловливается высоким уровнем социальной смелости – одной из составляющих экстраверсии, что является характерным признаком нарциссических личностей. Кроме того, «более нарциссичные» личности оказываются гораздо активнее в общении, склонными использовать неожиданные выражения, шутки и в то же время демонстрируя уверенность в себе.

Но агрессивная демонстративность, психопатичность и амбициозность (как защитная противокастрационная функция) – есть основными свойствами «Темной триады». Более высокий уровень амбициозности характеризуются низкой потребностью в эмоциональной поддержке, некоторым уровнем бесстрашия, сниженными тревожностью и сентиментальностью. Эти черты составляют так называемый «холодный» синдром свойств макиавеллистов, что позволяет им успешно реализовывать манипулятивные тактики, не ощущая при этом эмоционального дискомфорта[1].

В свою очередь для «психопатии» характерны недостаточное усердие, плохая организованность, слабая благоразумность и выраженная недальновидность, которые отражают одну из основных сторон психопатии – импульсивность в поведении и принятии решений.

Выходит, «Темная триада» влияет на все многообразие человеческих характеров. И важно представлять себе как именно возникают «кнопки» наших слабостей и недостатков.

Интересное для теоретика начинается там, где возникают трудности в том,

что считать реальностью, а что – изменен­ным состоянием сознания.

В.П.Руднев (Истина и безумие. 2005)

В каком-то смысле можно сказать, что человеческие характеры образуют систему. Они образуют ее в некоем ментальном пространстве теоретического универсума (или "психоматрице"). Прежде всего, система шести выделяемых акцентов характеров (см. также Бурно, 1990, 2005; Волков, 2000; Руднев, 2002) складывается из трех бинарных оппозиций, то есть двойных противопоставлений:

1. Иррационалы(Циклотимы) – Рационалы (шизотимы).


2. Истероиды/Гипертимы – Эпилептоиды/Параноялы.


3. Эмотивы (тревожно-мнительные/гипотимы/

обсессивно-компульсивные) – шизоиды (аутистичные, индивидуалисты)



Действительно, циклоитимы, истероиды и гипертимы(а так же эмотивы, тревожно-мнительные и т.д.) - это характеры импульса, а шизотимы, психастеноиды, шизоиды (а так же эпилептоиды/параноялы как их частность) - это характеры рациональности. Этому соответствует второй признак.

Левая часть оппозиций может быть охарактеризована как природные характеры[1] (или Ид), правая часть - как характеры культурные. Иными словами, подразумевается, что левая часть более восприимичива к бессознательным импульсам и ориентирована к влечениям (как правило, низменными). Правая часть менее восприимчива к импульсам бессознательного и более руководствуется правилами и нормами (которые сознательны и возвышаются над бессознательными импульсами). Ясно, что характеры импульса - это природные характеры, а характеры рациональности суть культурные-характеры.

[1] Ид, или Оно, с одной стороны, и СуперЭго, или Сверх Я, с другой стороны, - это части бессознательного, впервые выделенные Фрейдом в работе «Я и Оно» [Фрейд, 1990]. Под «Оно» Фрейдом подразумевалась та часть бессознательного, которая заведует (как правило, низменными) влечениями. Под СуперЭго Фрейд обозначил ту часть бессознательного, которая заведует возвышающимися над Эго правилами и законами. Ясно, что характеры импульса - это Id-характеры, а характеры рациональности суть СуперЭго-характеры.

Третий признак - это противопоставление природных характеров культурным характерам.

Четвертый признак составляет противопоставление левой части оппозиции, локализованной в правом полушарии человеческого мозга, куда традиционно помещают импульсы, и правой части, локализованной в левом доминантном полушарии головного мозга, куда традиционно помещают рациональность.

Итак, на одной стороне импульсивность, аффекты, влечения, природа, правое субдоминантное полушарие, на другой - рациональность, законы, культура, левое доминантное полушарие. Обобщая, можно сказать, что характеры левого столбца - это континуальные характеры, а характеры правого столбца - это дискретные характеры. Ясно, что наиболее скандальными будут характеры левого столбца, то есть импульсивные правополушарные природные-характеры. Наличие развитого и сурового рационализма, как у компульсивных людей, шизоидов и депрессивного варианта циклоитимов, будет препятствовать амбициозности, экстравагантности и скандальности.

Итак, скандалисты - это прежде всего эмоционально не устойчивые истероиды/нарциссисты (циклоиды-гипоманиаки) и тревожно-мнительные, а также те мозаичные сложные характеры, куда гипоманиакальность, истеричность (истероидность) и тревожная мнительность будут входить на правах значимых тенденций характера (радикалов). Наиболее важными будут используемые при этом механизмы защиты.

На первый взгляд, наиболее сильным скандалистом должен быть истероид/нарциссист. Демонстративность как наиболее бросающееся в глаза свойство этого характера позволяет ему как будто успешно лидировать. Но важнее всего не поверхностные свойства характера, а его глубинные свойства - механизмы защиты. Основной механизм защиты истерика (истероида), нарциссиста – вытеснение и замещение. То есть истероид не ведает, что творит, и быстро забывает о проделанном. В этом смысле он готов на скандал-импровизацию, но не готов к запланированному обдуманному скандалу.

Вытеснение обеспечивает скоростное исключение из сознания всего, что его не устраивает, а замещение создает оптимальные условия переключения кипучего темперамента с объекта, не подходящего для разрядки агрессивных импульсов, на безопасную мишень, допускающую активную мышечную разрядку.

Второй безусловный кандидат в скандалисты – тревожно-мнительные. Грубое агрессивное поведение, доминируют такие защиты как избегание, проекции и идентификации. То есть вынесение своих внутренних проблем наружу, по принципу «сам дурак», - все это позволяет тревожно-мнительным устроить шумный, грубый, но примитивный скандал.

Избегание включается, когда в связи с обостренной чуткостью ситуация оценивается как неконтролируемая. Проекция позволяет переложить ответственность за свои неудачи на других людей и тем самым поддержать неустойчивое внутреннее равновесие, а идентификация обеспечивает эмпатию, такт и чувствительность к новым веяниям.

Для того чтобы скандал приобрел повышенную информативность, некоторую сверхзначимость, тревожно-мнительным не хватает тонкости. Если скрестить тревожно-мнительного с истероидом, то зрелище может получиться гораздо более грандиозным. Такое скрещение вполне возможно, более того, оно реально существует в так называемом эпилептическом мозаичном характере[3].

Эпилептоиды и параноялы как потенциальные «хищники» в качестве защит пользуются отрицанием и рационализацией. Отрицание позволяет переориентировать внимание и не допустить того, что могло бы ухудшить представление о себе, самооценку. Рационализация используется для толкования всех сомнительных ситуаций в свою пользу с целью сохранения куража и апломба.

Шизоиды и психастеноиды в формах защиты выделяют подавление и сублимацию. Только долгое суммирование позволяет им либо блокировать (подавить) неприятную информацию, либо переадресовать ее из сферы действий социально неодобряемых в социально одобряемое русло (сублимировать).


Недостатки и слабости: все зависит от «угла зрения»

Так или иначе, а наши достоинства относительны наших недостатков и слабостей. Именно недостатки делают нас особенным и неповторимым, яркими и запоминающимся. Безупречность фонит унылой бездеятельностью и ввергает в скуку. Правильный человек — не обязательно хороший, иногда он — никакой.

Или когда сквозь пелену добродетелей просвечивает нечто, что напоминает нам о нашем несовершенстве, лени, незнании, неумении, что само собой как бы упрекает нас своей организованностью, дальновидностью, заботой о долголетии и здоровье, демонстративной жертвенностью, соблюдением писаных и неписаных правил и т.п. Хотя, может такой человек раздражает одним-единственным, но роковым недостатком — гордыней, которая ощущается на интуитивном уровне. Ибо «чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри» (З.Фрейд) и это не парадокс.

С истиной, - писал Ранк, - жить невозможно. Для жизни человеку нужны иллюзии, не только внешние иллюзии, такие как искусство религия, философия наука и любовь, но внутренние иллюзии, которые обусловливают внешние. Чем больше человек может принимать реальность за истину, видимость за сущность, тем он более стабилен, приспособлен и счастлив. В тот момент, когда мы начинаем искать истину, совершенство мы разрушаем реальность и наши с ней отношения.

Из сформулированной концепции вырастает парадоксальное, но более глубокое понимание сути нарциссизма, психопатий и лживости (макиавелизма). Если человек тем более нормален, чем более он способен принимать видимость реальности за истину, то есть чем более успешно он может вытеснять, смещать, отрицать, рационализировать, драматизировать и обманывать себя и других, отсюда следует, что страдание причиняет не травмирующая, болезненная реальность, а болезненная истина, которая уже затем делает невыносимой реальность [Ранк, 2004: 274-275]

И выражение, мол, «недостатки — это продолжение наших достоинств» можно понимать и так, что чрезмерное развитие вполне положительных черт характера может превратить их в однозначно отрицательные качества.

Плюсы + – Минус

Смелость Безрассудность

Осторожность Трусость

Здравомыслие и реализм Прагматизм и цинизм

Твердые моральные принципы Ханжество

Гурманство, умение готовить Обжорство, чревоугодие

Гостеприимность Пристрастие к тусовкам и попойкам

Домоседство Затворничество

Остроумие, ироничность Саркастичность, ехидство, желчность

Милое кокетство Жеманность и манерность

Сдержанность Скованность, зажатость

Твердость Жесткость, жестокость, деспотизм

Жизнерадостность Взбалмошность

Вежливость, соблюдение субординации Заискивание, подхалимство

Честолюбие Карьеризм, амбициозность, готовность идти «по трупам»

Критичность Критиканство, негативизм, злословие

Толерантность, терпимость, отзывчивость Потакание, бесхребетность

Правдолюбие Склочность, кляузничество,

сутяжничество

Живость, темпераментность Вспыльчивость, несдержанность

Трудолюбие Трудоголизм

Верность своим идеалам, вера Косность, догматизм, фанатизм

Бережливость, экономность Алчность и скупость

Эрудиция, интеллектуальность и Болтливость, празднословие,

умение поддержать разговор умничанье, «мудрствования лукавые»

Умение аргументированно Пристрастие к спорам,

отстаивать свою позицию препирательство, словоблудие

Доверие к окружающим Легковерность

Артистизм Демонстративность, позерство

Внутренняя свобода Распущенность

Энтузиазм Взвинченность и тупость

Самоуважение, уверенность в себе, Самолюбование, гордыня, зазнайство,

чувство собственного достоинства высокомерие, эгоизм, эгоцентризм

Широта взглядов, свободомыслие Беспринципность

Чистоплотность Чистоплюйство

Аккуратность Болезненный педантизм

Любознательность, любопытство Соглядатайство, склонность к сплетням

Щепетильность Мелочность, занудство

Заботливость Назойливость

Галантность Волокитство

Умение чувствовать себя счастливым Экзальтированность и истеричность

Умение работать в команде Стадность

Самокритичность Самобичевание

Самоанализ Самокопание

Умение постоять за себя Злопамятность, мстительность

Сексуальность, сексапильность Похотливость, сексуальная озабоченность

Скромность Самоуничижение


Качества в силу разных факторов или же с возрастом «дрейфуют» в направлении отрицательных. И всегда сложно отследить перерождение себя самого ибо внутренние изменения происходят исподволь, постепенно.

Но характер это всегда комплекс черт или качеств— как особенность любого коктейля: в результате смешения разных ингредиентов получается уникальный общий вкус. И один неудачный компонент может непоправимо испортить весь букет. Один-единственный не самый страшный недостаток может оказаться фатальным и невыносимым.

Человек далеко не всегда отдает себе отчет в своих недостатках - все зависит от самовосприятия. При заниженной самооценке даже милые особенности могут восприниматься как недостатки, а при завышенной — даже явные проблемы характера могут преподноситься как достоинства. И все усложняется, когда возникает коммуникация с другими характерами. То, что считалось нормой, в глазах другого человека может выглядеть как нечто раздражающее и даже недопустимое.

Выходит, что время от времени глянуть на себя со стороны очень полезно. Однако лишь дотошный анализ поможет спрогнозировать, как наши характеры будут взаимодействовать с чертами характера других людей в разных обстоятельствах. И это покажет только практика…

И пусть идеальных людей не существует, но если «коктейль» характера готовить сознательно в пропорциях достоинств, то неизбежные недостатки всего лишь придадут пикантный вкус, без которой жизнь была бы пресной.


Возможности и перспективы

Вот понимание своих сильных и слабых сторон составляет ту самую уверенность или ассертивность, которая раскрывает особенности личности, ее склонности и устремления, сглаживает не ясные моменты в характере и поведении. При этом мы способны определить сферу эффективной реализации своих возможностей и приложения интеллекта.

Определенность и понимание перспектив всегда нивелирует дискомфорт в любых отношениях, формирует жизненный стиль и правильно расставляет психологические акценты в системе нашей личности, сводя на нет возможные риски (скрытые склонности к жестокости, алкоголизму, лжи и пр.)

Целостное видение своего характера всегда поможет определить приоритеты в общении, понять интересы и стремления других людей. Совместимость характеров, личностных особенностей – позитивных ли, негативных ли, - становятся реальными преимуществами при чтении всех возможных вариантов и стилей поведения для превентивного решения межличностных конфликтов и избегания личных психотравм.

Так, по всему наш характер и его психологический портрет – это мозаика темперамента и характера, мотивов, кризисов и психотравм. Понимание реальности эмоций и того как они влияют на коммуникации; навык определения лжи и понимание обстоятельств, при которых человек говорит неправду; это право манипулировать и пресекать манипуляции; влиять на людей и вызывать нужные эмоции именно сейчас, располагать к себе, настраивать на позитивное общение и отношение к нам. Это просто управление реальностью…пусть даже ее «трансерфинг».


Список литературы

1. Бурцев А.О. Возникновение и развитие понятия «психопатия»: отечественные и зарубежные исследования личностных расстройств в XIX столетии // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2014. – № 3 (6). – С. 9–27.

2. Волков В. Многообразие человеческих миров: Руководство по профилактике душевных расстройств. М., 2000.

3. Егорова М.С. Макиавеллизм в структуре личностных свойств // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 10. Дифференциальная психология. – 2009. – № 1/2. – С. 65–80.

4. Егорова М.С., Ситникова М.А. Темная триада // Психологические исследования. 2014. Т.7, № 38 С. 12.

5. Знаков В.В. Макиавеллизм: Психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. – 2000. – № 5. – С. 16–22.

6. Ларина А.Д. Подходы, установки и перспективы в исследовании макиавеллизма // Вопросы психологии / ред. Е.В. Щедрина, А.Г. Асмолов. – 2010. – № 3 (март-апрель). – С. 75–83.

7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов. – М.: Академия, 2003. – 144 с.

8. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., Пискун В.М. Основы детской патопсихологии: учеб. пособие. – Киев: Перспектива, 1999. – 432 c.

9. Руднев В. П. Характеры и расстройства личности: Патография и метапсихоло­гия. М., 2002

10. Соколова Е.Т., Иванищук Г.А. Проблема сознательной и бессознательной манипуляции // Психологические исследования. 2013. 6(28). С. 3. РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

11. Фрейд З. О нарциссизме // Очерки по психологии сексуальности. – Минск: Поппури. – 2003. – 460 с.

12. Шамшикова О.А., Клепикова Н.М. Операционализация понятия «нарциссизм» в пределах психической нормы // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 3. – С. 151–158.

13. Blair R.J.R. Neurocognitive models of aggression, the antisocial personality disorders, and psychopathy // J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry. 2001. – V. 71. – P. 727–731.

14. Christie R., Geis F. Studies in machiavellianism. – N.Y.: Academic Press, 1970.

15. Cleckley H. The Mask of Sanity. – C.V. Mosby, 1976. – 596 p.

16. Jones D.N., Paulhus D.L. Introducing the Short-Dark Triad (SD3): A brief measure of dark personality traits. Assessment. – 2014. – N. 21(1). – P. 28–41.

17. Karpman B. The Myth of Psychopathic Personality // American Journal of Psychiatry. – N. 104, March. – 1948. – P. 523–534.

18. Kirsch L.G., Becker J.V. Emotional deficits in psychopathy and sexual sadism: Implications for violent and sadistic behavior // Clin. Psychol. Rev. – 2007. – V. 27, N. 8. – P. 904–922.

19. Lee K., Ashton M.C. Psychometric properties of the HEXACO personality inventory // Multivariate Behavioral Research. – 2004. – N. 39(2). – P. 329–358.

20. Mealey L. The sociobiology of sociopathy: An integrated evolutionary model // Behavioral and Brain Sciences. – 1995. – V. 18. – P. 523 –541.

21. McHoskey J. Narcissism and machiavellianism // Psychol. Reports. – 1995. – V. 77. – P. 755–759.

22. McHoskey J. Machiavellianism and personality dysfunction // Person, and Individ. Diff. – 2001. – V. 31, N. 5. – P. 791–798.

23. Millon Th., Millon C.M., Meagher S., Grossman S., Ramnath R. Personality Disorders in Modern Life. – NJ, John Wiley&Sons, 2004. – 627 p.

24. Paulhus D., Williams K. The Dark Triad of personality: Narcissism, Machiavellianism, and psychopathy // Journal of Research in Personality. – 2002. – V. 36.

25. Schmukle S.C., Egloff B., Back M.D. Why Are Narcissists so Charming at First Sight? Decoding the Narcissism–Popularity Link at Zero Acquaintance. Journal of Personality and Social Psychology. – 2010. – N. 98(1). – P. 132–145

[1] Егорова М.С., Ситникова М.А. Темная триада // Психологические исследования. 2014. Т.7, № 38 С. 12 [2] Ид, или Оно, с одной стороны, и Суперэго, или СверхъЯ, с другой стороны, - это части бессознательного, впервые выделенные Фрейдом в работе «Я и Оно» [Фрейд, 1990]. Под «Оно» Фрейдом подразумевалась та часть бессознательного, которая заведует (как правило, низменными) влечениями. Под Суперэго Фрейд обозначил ту часть бессознательного, которая заведует возвышающимися над Эго правилами и законами. Ясно, что характеры импульса - это Id-характеры, а характеры рациональности суть Суперэго-характеры. [3] Идеальным изобразителем скандалов в мировой литературе по праву считается Достоевский, в характере которого сочетались истерические и эпилептические черты [Фрейд, 1995, Шувалов, 2005]. Истерическое начало придает скандальности сцен в произведениях Достоевского остроту, эпилептическое начало придает им необходимую для скандала агрессивность, а шизоидный радикал, третий радикал, который несомненно присутствует в характере великого русского писателя-мыслителя, придает скандалам в его романах глубину и философскую значительность

36 просмотров0 комментариев